Делают ли евреи прививки своим детям

делают ли евреи прививки своим детямВ последние годы израильским врачам приходится иметь дело с заболеваниями, победа над которыми, казалось бы, давно уже одержана. Все чаще наблюдаются не отдельные случаи кори, свинки, коклюша, а целые вспышки, с десятками, сотнями заболевших. Это случается то в одном, то в другом городе Израиля, часто параллельно с такими же эпидемиями в еврейской общине США. Что случилось? Прививки больше не работают?

Конечно, играет свою роль эволюция вирусов и бактерий, в результате которой прививки становятся менее эффективными. Но главный фактор другой: многие родители перестали прививать своих детей. И если в среде бедуинов Негева, например, это можно списать на бедность и необразованность, то в еврейской религиозной среде отказ от вакцинации — сознательное решение очень многих семей.

Во многих городах с высоким процентом харедимного населения, таких как Иерусалим, Бейтар или Бейт-Шемеш, подчас обнаруживается, что каждый десятый ребенок не получил положенных прививок, в Бней-Браке и того больше — почти каждый пятый оказывается не привит. Похожая ситуация сложилась и в еврейских кварталах Нью-Йорка. При этом те же семьи обращаются к врачу с другими проблемами, добросовестно выполняют все рекомендации.

Во многих городах с высоким процентом харедимного населения, таких как Иерусалим, Бейтар или Бейт-Шемеш, подчас обнаруживается, что каждый десятый ребенок не получил положенных прививок, в Бней-Браке и того больше — почти каждый пятый оказывается не привит.

В Нью-Йорке часто можно услышать удивительное утверждение, что прививать детей евреям запрещает религия. Откуда эта идея взялась, догадаться несложно: законы штата Нью-Йорк позволяют отказываться от прививок лишь по медицинским показаниям или по религиозным соображениям. В отличие, например, от Калифорнии, где можно сослаться еще и на идеологические убеждения, то есть попросту сказать: «Не хочу и не буду».

Но когда на религию ссылаются, скажем, амиши или меннониты, члены христианских сект, которые изначально отрицательно относятся к традиционной медицине, то из их уст это хотя бы звучит убедительно. А вот в нашей еврейской религии авторитет врача в принятии галахических решений испокон веков был очень велик. По требованию доктора самые религиозные из евреев безропотно нарушают шаббат и пост в Йом Кипур, едят некошерную пищу… Если еврей, страдающий каким-то заболеванием, спрашивает своего раввина, стоит ли ему поститься, тот, как правило, отправляет его проконсультироваться с врачом. Уже Талмуд формулирует этот принцип: в вопросах здоровья слушать сначала специалиста, а потом раввина. Причем закон этот касается даже врача, не соблюдающего традиций иудаизма (то есть светского или нееврея): его рекомендация нарушить ту или иную заповедь ради здоровья в любом случае требует серьезного рассмотрения, а в некоторых ситуациях беспрекословного исполнения.

Я не знаю ни одного сколько-нибудь заметного раввина, который выступал бы против прививок

. Более того, в последние годы сразу несколько авторитетнейших равов опубликовали специальные постановления, поощряющие родителей прививать детей (взять хотя бы рекомендации двух американских организаций: Лейквудского бейс-дина и «Ортодокс Юнион»).

В нашей еврейской религии авторитет врача в принятии галахических решений испокон веков был очень велик. По требованию доктора самые религиозные из евреев безропотно нарушают шаббат и пост в Йом Кипур, едят некошерную пищу…

Что действительно бывало, так это галахические постановления, касающиеся конкретных прививок. Например, в 2010 году лидеры литовских харедим, рав Каневский и рав Штейнман, призвали свои общины не делать прививки против свиного гриппа. Во-первых, они сомневались в безопасности самой вакцины, которая была разработана в спешке и не успела пройти всех испытаний, во-вторых, подозревали, что ученые преувеличивают опасность эпидемии. И задним числом можно сказать, что эти раввины не так уж и ошибались.

Совсем другая тема — мнение Галахи по поводу того, можно ли и нужно ли заставлять родителей делать прививки детям. Тут мнения раввинов расходятся. Многие настаивают на необходимости уважать любой выбор родителей, говоря, что даже совершенно неоправданный и иррациональный их страх перед прививкой заслуживает понимания. Приходится признать, что такая точка зрения в ортодоксальном обществе порой используется как аргумент в пользу отказа от вакцинации. Ведь те же раввины ни за что не признают права родителей на свободу выбора, например, в вопросе доступа детей к телевизору или интернету. И все же ни один раввин, насколько мне известно, не сказал: «Не делайте прививок»

.

Эта история, кстати, опровергает расхожее мнение, что харедим и вообще религиозные евреи слепо следуют всем указаниям раввинов. Иногда это хорошо, иногда нет, но у народных еврейских масс очень даже есть свое мнение, и подчас самые суровые и проникновенные проповеди духовных лидеров не способны заставить людей изменить свое решение

.

Многие раввины настаивают на необходимости уважать любой выбор родителей, говоря, что даже совершенно неоправданный и иррациональный их страх перед прививкой заслуживает понимания. Такая точка зрения в ортодоксальном обществе порой используется как аргумент в пользу отказа от вакцинации.

Но если не религия заставляет тысячи религиозных евреев отказываться от прививок, то что же? Как учат нас мудрецы, если евреев охватывает какое-то стремление, то корни его всегда правильные, неправильным может быть только воплощение. Здесь речь идет о стремлении к природе, к естественному образу жизни. Из всех секторов еврейского общества харедим — самая оторванная от природы группа: за редким исключением они живут в городах, а не в сельской местности, причем в районах, где почти нет зелени. Как правило, харедим крайне редко отдыхают на природе, в их среде почти не принято заниматься спортом, по крайней мере, на свежем воздухе, их режим питания также далек от понятия «здоровый образ жизни». В этих обстоятельствах отказ от прививок создает у многих иллюзию натуральности, близости к природе.

Остается надеяться, что это абсолютное верное в своей основе стремление со временем найдет более разумные и полезные выходы. Например, отказ от бесконтрольного применения антибиотиков, поддержка грудного вскармливания и занятия спортом, без сомнения, способствовали бы и укреплению физического здоровья, и ощущению естественности жизни гораздо больше, чем борьба с прививками, вред которых сильно преувеличен, если не надуман вовсе.

Автор о себе:

Мне 47 лет, и у нас с женой Аней на двоих семеро детей. Я родился и вырос в Москве, но вот уже более 15 лет жизнь моя связана с Иерусалимом, в котором я работаю врачом, и нашим домом — поселением Нокдим в Гуш-Эционе. Последние годы все время и силы, которые остаются от работы и семейных радостей, направляю в наше товарищество «Место Встречи», которым руководит Аня. Товарищество это старается совместить несовместимое и встретить евреев всех сортов и разновидностей, а также «примкнувших к ним товарищей» — на «Месте встречи», которое есть Израиль, Иерусалим, Храм (это как zoom на гугл-карте или как матрешка — какой образ вам больше нравится).

 Мнения редакции и автора могут не совпадать.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *