Для чего нужны прививки беседа для детей

Евгения Кривицкая
Конспект беседы с детьми старшей группы «Я прививок не боюсь»

Цель: формирование позитивного и дружественного отношения детей к прививкам.

Задачи:

Обучающие: познакомить детей с профессиями – врач, медсестра; научить детей позитивному отношению к медицинским процедурам; закреплять знания детей о ЗОЖ.

Развивающие: формировать у детей здоровьеориентированное мышление, смелость и решительность.

Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к людям медицинских профессий.

Материалы и оборудование: иллюстрации с портретами врача, медсестры, медкабинета (или презентация); макеты медицинских инструментов (шприц, вата, вакцина, дезинфицирующее средство).

Ход беседы:

Воспитатель: Ребята, вы знаете, что нужно делать, чтобы не болеть?

Ответы детей … (кушать витамины, закаляться,)

Воспитатель: Правильно. А ещё, чтобы не болеть, нужно делать … прививки! (показывает макеты медицинских инструментов) Ребята, кто делает детям прививки?

Дети: врач, медсестра.

Воспитатель: Правильно. Врач и медсестра – люди медицинских профессий. (Показывает детям иллюстрации с портретами врача, медсестры)

Воспитатель: взрослые заботятся о вашем здоровье. Чтобы вы не знали о многих болезнях, и, чтобы не болели ими, учёные придумали прививки. Это очень маленькие порции специальных веществ, которые, если их вовремя поставить, будут защищать ваш организм от многих болезней. А ещё, ставить прививки очень легко: медсестре необходимо сделать пациенту небольшой укол. Ставить его совсем не больно! Это как комариный укус. Ребята, кто из вас когда-нибудь ставил прививку?

Дети: я…я…и я… Это совсем не больно! А я и не плакал даже!

Воспитатель: Вы, ребята, молодцы! Конечно же, совсем не нужно бояться прививок! Ведь это же наши друзья и защитники! Вот, теперь вы понимаете, какая нужная и важная профессия у медицинского работника! А теперь я предлагаю вам поиграть! У нас в группе есть «кабинет врача». Пусть двое будут врачом и медсестрой, а другие дети – пациентами.

Дети: Мы пойдём ставить прививки. А у меня как будто бы дочке надо ставить прививку…

Далее проводится сюжетно-ролевая игра «Больница» игровой сюжет «Прививочный/процедурный кабинет».

Валентина Кузнецова
Беседа в подготовительной группе «Зачем делают прививки»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №4 «Солнышко»

Беседа в подготовительной группе на тему:

«Зачем делают прививки».

Воспитатель: Кузнецова В. С.

р. п. Тонкино

2018г.

Задачи: Расширять представление дошкольников о значении прививок. Учить анализировать, устанавливать простейшие причинно – следственные связи; делать обобщения; отвечать на вопросы. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Оборудование: Предметные картинки, иллюстрации с изображением труда медицинских работников.

Предварительная работа: Экскурсия в медицинский кабинет, наблюдение за работой медсестры, рассматривание иллюстраций по теме.

Ход беседы:

Воспитатель: — Ребята, как вы думаете, что такое прививка? (ответы детей).

Воспитатель: — Прививки — вещь, конечно же, очень неприятная. Все их боятся и стараются любыми путями избегать.

Прививки люди стали проводить относительно недавно, а раньше без них человечеству было очень плохо.

Воспитатель: — А почему людям без прививок было плохо? Как вы думаете? (ответы детей).

Воспитатель продолжает: — По всему земному шару то в одном, то в другом месте вспыхивали тяжелые заболевания, нередко приводящие к смерти многих тысяч людей.

Самым неприятным было быстрое распространение этих заболеваний, которое сейчас называется эпидемией. — Стоило заболеть хотя бы одному человеку, как болезнь в считанные дни или даже часы охватывала все селение или город, а потом иногда переходила и в другие страны. От таких страшных заболеваний, как чума и холера, часто полностью вымирали целые города. Люди не могли найти спасения от этих болезней.

Одним из самых частых заболеваний до начала прошлого века была натуральная оспа. Это очень тяжелая болезнь, при которой все тело покрывается волдырями. Правда, заболевшие оспой иногда, хотя и редко, выживали и выздоравливали, но на их коже навсегда оставались следы от волдырей. Зато эти люди никогда больше не заражались оспой, то есть становились невосприимчивыми к ней.

В конце XVIII века простой английский врач Эдуард Дженнер открыл способ предупреждения оспы. Дженнер был сельским врачом и заметил, что доярки почти не болеют оспой. Также он установил, что на вымени коров часто возникают волдыри, которые называют «коровьей оспой».

Дженнер решил, что при дойке этих коров работницы невольно втирали в трещины на коже рук содержимое этих волдырей и заболевали оспой в незаметной, легкой форме. Но после этого они становились невосприимчивыми к страшной натуральной оспе. Дженнер решил таким образом делать прививки и другим людям.

Воспитатель: — Ребята, как вы думаете, в те далекие времена люди сразу согласились делать эти прививки? (ответы детей).

Воспитатель: — Верно. В те времена никто не понимал необходимости этой процедуры, более того — почти все встретили это великое открытие с большим сопротивлением. Люди думали, что после прививки у них вырастут рога и копыта. Но постепенно оспопрививание стало распространяться по всем странам мира. А вскоре после этого стала развиваться наука об иммунитете, то есть невосприимчивости организма к тому или иному инфекционному заболеванию. Ученые установили: иммунитет объясняется тем, что в крови образуются особые защитные вещества, которые убивают микробов — возбудителей болезни. Иммунитет бывает врожденным или приобретенным (именно приобретенный иммунитет возникает у человека после прививки или перенесенной болезни).

За годы развития науки об иммунитете люди стали применять прививки и от других страшных болезней — дифтерии, кори и т. д. Человеку вводят в организм либо сильно ослабленных возбудителей этих болезней (или их токсины, либо специальные сыворотки. Благодаря этому через некоторое время человек становится неуязвимым для болезни, а если все-таки заболевает, что бывает очень редко, то совсем в легкой форме.

Итог беседы.

 

Для чего делают прививки?

Начатая с 50-60 годах массовая вакцинация детей привела к резкому снижению коклюша,дифтерии,столбняка,полиомиелита и кори.Значительно уменьшилась тяжесть заболеваний,летальные исходы стали регистрироваться в еденичных случаях.Однако достигнутое к концу 70-х годов благополучие сохранялось недолго.Абсолютно все болезни,против которых прививки делаются,попрежнему широко распространены(туберкулёз,дифтерия,корь,столбняк,полиомиелит,коклюш,свинка).Дети этими болезнями болеют,а исходы бывают разные. И зависит это в большинстве случаев от того, делали прививку или нет.

У привитых детей заболевание протекает более спокойно, и осложнения возникают очень редко. Заболевания непривитых детей характеризуются тяжёлым течением и серьёзными осложнениями.

Поэтому для нормальных,здравомыслящих и благоразумных родителей нет и не может быть никакой дискуссии по поводу того, надо прививки делать или не надо.

Делать обязательно!

Совершенно другой вопрос состоит в том, что ответные реакции на прививки целиком зависят от состояния организма ребёнка. А если Вы очень боитесь, то логика не в том, чтобы прививки не делать. Логика в целенаправленной подготовке организма — нормальном образе жизни, естественном вскармливании, закаливании, устранении контактов с источниками аллергии и т.п.

Прививки необходимо проводить в назначенные педиатром сроки и, чем более Вы точны, тем выше профилактическая эффективность. Это обязательно следует учитывать при планировании, например, отпуска, неплохо бы и самим поинтересоваться, — когда и какую прививку необходимо делать.

Каждая страна мира имеет свой, утверждённый соответствующим гос.органом, календарь профилактических прививок. Календарь учитывает возраст ребёнка, интервал между прививками и перечень конкретных болезней, для предупреждения которых прививки и делают.

Что такое вакцинация и ревакцинация?

В чём же состоит суть профилактических прививок?

В организм вводится особый медицинский препарат — вакцина.В ответ на введение вакцины организм вырабатывает особые клетки — специфические антитела,которые и защищают человека от соответствующей болезни.

Каждая из вакцин имеет свои сроки, свою схему и свои пути введения(через рот, внутримышечно, подкожно, внутрикжно).

На каждую вакцину организм реагирует по — разному. В некоторых случаях одной прививки вполне достаточно для выработки длительного иммунитета. В других- необходимы многократные введения. Отсюда возникли два слова — вакцинация и ревакцинация.

Суть вакцинации — добиться выработки специфических антител в количестве, достаточном для профилактики конкретной болезни. Но этот стартовый(защитный) уровень постепенно снижается и необходимы повторные введения для поддержания их (антител) нужного количества. Вот эти повторные введения вакцины и есть ревакцинация.

Что такое реакция Манту?

Самая первая прививка — это прививка против туберкулёза (противотуберкулёзная вакцина называется БЦЖ).

Она, как правило, делается непосредственно в роддоме на 4-7 день после рождения, однократно. Вдальнейшем, теоретически, ревакцинация осуществляется в 7, 12 и 16-17 лет. Почему теоретически? Да потому, что вопрос о том, делать или не делать ревакцинацию против туберкулёза, во многом зависит от реакции Манту. Эту реакцию делают детям ежегодно, но подавляющее большинство родителей понятия не имеют,что это и для чего это.

Дело в том, что каждый человек рано или поздно инфицируется бактерией туберкулёза, то есть микроб попадает в человеческий организм. Но сам факт инфицирования вовсе не свидетельствует о том, что человек заболел туберкулёзом.

Допустим, микроб попал, а организм, благодаря всё той же прививке, имеет защитное количество антител — вот болезнь и не развивается, хотя туберкулёзная бактерия присутствует.

Реакция Манту — это не прививка, это проба на ифицирование туберкулёзом. Выражение «не прививка, а проба» весьма принципиально. После проб не бывает общих реакций — не повышается температура, не изменяется самочувствие. Местная реакция, то есть непосредственно в том месте, куда укололи, вполне может быть, собственно для этого проба и делается.

Если в организме туберкулёзных бактерий нет — проба отрицательная, а после инфицирования она становится положительной.

Какже всё это осуществляется на практике?

Ребёнку ежегодно делают реакцию Манту. Она, разумеется, отрицательная, но вот, в один не очень прекрасный момент, из отрицательной проба становится положительной. Медики называют это вираж туберкулиновой прбы и этот самый вираж рано или поздно имеет место практически у всех людей, но у одного в 3 года, а у другого-в 12 или 19.И вот тут-то возникает весьма ответственная ситуация. Необходимо получить ответ на очень принципиальный вопрос: человек инфицировался, но не заболел, естественно потому, что имел иммунитет,или заражение привело к возникновению заболевания — защитных антител не хватило.Отвечают на этот вопрос врачи, специалисты по туберкулёзу —  фтизиатры.Для этого ребёнок осматривается,берутся определённые анализы,при необходимости делается рентгенография органов грудной клетки. В зависимости от результатов врач делает соответствующее заключение. Если выявлен туберкулёз — лечим туберкулёз, сомнительные результаты — курс профилактического лечения, если всё в порядке — не лечим. В последнем случае ревакцинацию делать не надо, потому что противотуберкулёзный иммунитет поддерживается уже не вакциной, а непосредственно попавшим в организм микробом.

Задача медиков — не упускать такого ребёнка из поля зрения,поставить на учёт и регулярно осматривать, дабы вовремя выявить ситуацию, когда организм не справится и таки придётся лечить.

Как реагирует организм на прививки?

После любой прививки может иметь место реакция организма — повышение температуры тела, отказ от еды, вялость.Это нормально: организм вырабатывает иммунитет(защиту) к конкретной болезни. Одни вакцины переносятся очень легко и почти никогда не дают серьёзных реакций (например вакцина против полиомиелита). Введение других препаратов, напротив, часто сопровождается выраженным повышением температуры и существенным нарушением общего состояния ребёнка (например коклюшный компонент вакцины АКДС).

Для родителей очень важно осознать принципиальную разницу между реакцией на прививку и осложнением после прививки.

Что такое осложнения?

Осложнения — это то, чего быть не должно, что бывает крайне редко. Не должно быть судорог, ни потери сознания, ни температуры выше 40 градусов. Не должен ребёнок с ног до головы покрываться сыпью, а в том месте, куда укололи, не должно быть никаких нагноений.

Осложнения после прививок — это всегда серьёзно.каждый такой случай подробно анализируется, целая врачебная комиссия решает — почему так получилось и что же делать дальше, прививать или нет, если да, то каким препаратом, и от каких болезней.

Когда можно и когда нельзя делать прививки?

Прежде всего, следует помнить, что любая прививка делается ребёнку, у которого в этот момент нет никакой острой инфекционной болезни — ни насморка, ни поноса, ни сыпи, ни повышения температуры тела.

Почему важно именно отсутствие инфекционной болезни? Да потому, что любая вакцина — это нагрузка на иммунитет. Для того, чтобы отреагировать на прививку правильно и выработать достаточное количество антител, организм должен быть более менее свободен от других дел, в свою очередь связанных с выработкой иммунитета. Отсюда два вывода: если у ребёнка нога в гипсе, то это не противопоказание к прививке. Если любая, пусть даже инфекционная болезнь протекает с нормальной температурой и нормальным общим состоянием — понятно, что такая болезнь не несёт в себе существенной нагрузки на иммунитет и не является противопоказанием к вакцинации.

Когда прививку нужно отложить?

Некоторые перенесённые ребёнком инфекционные болезни вызывают длительное ослабление защитных сил организма и это, в свою очередь, является противопоказанием к проведению прививок на определённый срок (около 6 месяцев после выздоровления. К таким болезням относят: менингит, вирусный гепатит, инфекционный мононуклеоз.

В то же время делать или не делать прививку — вопрос, относящийся исключиткльно к компетенции врача. Для каждой болезни — аллергической, врождённой, неврологической и т.п. — разработаны соответствующие правила: как,когда и чем прививать.

Как подготовиться к прививке?

Специально ничего делать не надо. Ну, разве что всячески избегать экспериментов в отношении еды — никаких новых продуктов не давать.

Детям со склонностью к аллергическим реакциям, в некоторых случаях за 2-3 дня до вакцинации врачи назначают противоаллергические препараты и глюконат кальция. ВАЖНО: это назначают именно врачи!!!Посоветоваться с педиатром можно и нужно, но проявлять инициативу не надо.

Поскольку место укола 1-2 дня не желательно мочить, хорошо бы перед посещением поликлиники, накануне вечером, искупать ребёнка.

Что делать после прививки?

— Стараться немного недокармливать ребёнка (при наличии хорошего аппетита) или кормить только по аппетиту (если аппетит снижен или отсутствует).

— Много пить — минеральная вода, компот из сухофруктов, зелёный, фруктовый, ягодный чаи.

— Полезен чистый прохладный влажный воздух. Температура тела ниже 37,5 градусов вполне позволяет гулять на свежем воздухе.

— Максимально ограничить общение — ребёнок вырабатывает иммунитет, его организм занят.Другие микробы ему сейчас не желательны. А источник этих других микробов — другие люди.

— При повышении температуры тела и существенном нарушении общего состояния необходим осмотр врача. Если врача вызвать невозможно, то парацетамол в любом виде (свечи,таблетки,сироп) вполне можно дать. Не помешает аскорбиновая кислота и глюконат кальция.

Национальный календарь профилактических прививок       

 

 Возраст

Наименование прививки

Новорожденные

( впервые 12 ч.жизни)

Первая вакцинация против вирусного гепатита В

Новорожденные (3 -7 дней)

Вакцинация против туберкулеза

1 месяц

Вторая вакцинация против вирусного гепатита В

3 месяц

Первая вакцинация против дифтерии, коклюша, столбняка, полиомиелита

6 месяцев

Третья вакцинация против дифтерии , коклюша, столбняка, полиомиелита

Третья вакцинация против вирусного гепатита В

12 месяцев

Вакцинация против кори, краснухи эпидемического паротита

18 месяцев

Первая ревакцинация против дифтерии, коклюша,столбняка, полиомиелита

20 месяцев

Вторая ревакцинация против полиомиелита

6 лет

Ревакцинация против кори, краснухи, эпидемического паротита

7 лет

Ревакцинация против туберкулеза

Вторая ревакцинация против дифтерии, столбняка

13 лет

Вакцинация против краснухи (девочки)

Вакцинация против вирусного гепатита В ( ранее не привитые)

14 лет

Третья вакцинация против дифтерии, столбняка

Ревакцинация против туберкулеза

Третья ревакцинация против полиомиелита

Дети, посещающие дошкольные учреждения

Вакцинация против гриппа — ежегодно до наступления вспышек

ОРВИ и гриппа 

Осложнения, которые возможны в результате болезни у    не привитых        той или иной вакциной детей.

Дифтерия — из-за  дифтерийной пленки, вызывающей затруднения дыхания, наступает инвалидизация: миокардит (воспаление сердечной мышцы), полиневрит (множественное поражение нервов), параличи (в том числе дыхательной мускулатуры), снижения зрения, поражения почек. Смертность 10 %.

Столбняк — из-за судорог групп мышц смертность составляет 60% (наступает спазм дыхательной мускулатуры и паралич сердечной мышцы).

Коклюш — после долгого изнуряющего кашля развивается пневмония и бронхиальная астма, возможен отек мозга.

Полиомиелит — поражение нервной системы, атрофия мышц, в результате чего возникает хромота, а в тяжелых случаях — паралич.

Корь — пневмонии и неврологические расстройства. Еще более опасны менингиты.

Краснуха — у не привитых беременных в случае заболевания в первом триместре беременности в 60% случаев врачи фиксируют уродство плода. Поэтому заболеть в такое время никак нельзя!

Туберкулез — инвалидизация в результате поражения легких, костной системы и других органов. Высокая смертность.

Паротит — вызывает бесплодие у мальчиков. Иногда поражает яичники у девочек, что тоже крайне неблагоприятно для продолжения рода.

Гепатит « В » — переходит в хроническую форму;  со временем возможен цирроз печени. 

ПОМНИТЕ, РОДИТЕЛИ! ЗДОРОВЬЕ ВАШИХ ДЕТЕЙ ЗАВИСИТ ПОЛНОСТЬЮ ОТ ВАШЕГО РЕШЕНИЯ-ПРИВИВАТЬ РЕБЁНКА ИЛИ ОСТАВИТЬ НЕЗАЩИЩЁННЫМ ОТ ДЕТСКИХ ИНФЕКЦИЙ.БУДЬТЕ РАЗУМНЫ И БЕРЕГИТЕ СВОИХ ДЕТЕЙ!!!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *